Под злоупотреблением (статья 201 Уголовного кодекса Российской Федерации) понимается использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. За совершение данного преступления лицо может быть подвергнуто лишению свободы на срок до четырех лет.

В случае, если указанное деяние повлекло тяжкие последствия, лицо ждет более строгое наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовное дело о преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории дел частно-публичного обвинения и возбуждается по заявлению потерпевшего при условии, что оно совершено индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если это преступление совершено членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

К членам органа управления коммерческой организации относятся, в частности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного общества), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).

Порядок привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов

Порядок привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов регламентирован Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О противодействии коррупции».

За названные правонарушения применяются следующие виды взысканий:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном должностном соответствии;

- увольнение в связи с утратой доверия.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и других случаях отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.

В любом случае взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня поступления информации о коррупционном правонарушении.

Проверку информации в каждом государственном органе обеспечивают подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Если же нарушение связано с наличием конфликта интересов, при применении дисциплинарного взыскания учитывается мнение комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Изменения в законодательстве о противодействии коррупции»
Федеральным законом от 13.06.2023 № 258-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, закон дополнен ст. 13.5 о порядке осуществления проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категории лиц, ст. 15 данного закона изложена в новой редакции.
Изменения в законодательстве регламентируют порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты: после завершения антикоррупционной проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за коррупционное правонарушение; в ходе осуществления антикоррупционной проверки. Предусматривается обязанность направления в прокуратуру материалов, полученных после завершения антикоррупционной проверки или в ходе ее осуществления.
В случае, если антикоррупционная проверка не завершена в связи с увольнением проверяемого лица, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры принимают решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных указанным проверяющим лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Предусмотрена возможность обращения прокурора в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица. Предполагается, что в случае удовлетворения данного обращения соответствующие изменения будут внесены, а сведения об увольнении (прекращении полномочий) за совершение коррупционного правонарушения в связи с утратой доверия будут включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ.
Также Федеральным законом от 19.12.2023 № 605-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Теперь для государственных гражданских служащих и граждан, претендующих на включение в федеральный кадровый резерв, устанавливается требование по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи.

Антикоррупционные проверки уволенных госслужащих»
Вступили в силу изменения в некоторые федеральные законы, в т.ч. «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие законы, регламентирующие прохождение службы в государственных и муниципальных органах.
Предусмотрен порядок проведения проверок в случае увольнения лица, на которое распространялись ограничения и требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого принято решение о проверке достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, с последующей передачей материалов в органы прокуратуры Российской Федерации в 3-дневный срок после увольнения.
Определено, что проверка не может проводиться по истечение 6 месяцев со дня увольнения проверяемого лица.
Прокурорам предоставлено право, в случае выявления в ходе проверки нарушений, обращаться в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения проверяемого лица, в случае удовлетворения которого она изменяется на увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
08.07.2024
«Разработаны новые методические рекомендации по организации трудовой деятельности несовершеннолетних в свободное от учебы время»
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены методические рекомендации по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
Вышеуказанные рекомендации содержат перечень работ, рекомендуемых для несовершеннолетних с учетом ограничений, установленных трудовым законодательством РФ, и перечень примерных должностных инструкций по отдельным работам.
Отмечено, что перечень рекомендуемых несовершеннолетним профессий и должностей носит рекомендательный характер и не ограничивает рациональное трудоустройство несовершеннолетних в других профессиях и должностях.
В указанном перечне содержатся, в частности, следующие профессии и должности: курьер, гардеробщик, комплектовщик, помощник кондитера, почтальон, контролер-билетер кинотеатра и др.
Документ: Письмо Минтруда России от 30.05.2024 № 14-6/10/В-8769 «О направлении Методических рекомендаций исполнительным органам субъектов Российской Федерации и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».

Сведения о доходах, расходах, об имуществе должны быть размещены в сети Интернет

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;

б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок (сумма такой сделки) превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Запрещается размещать в сети Интернет персональные данные членов семьи служащего (работника); данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника) и членов его семьи; данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику) и членам его семьи; а также охраняемые законом сведения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

Одной из ключевых задач государственной антикоррупционной политики является создание законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений.

Решение этой задачи обеспечивается посредством внедрения института антикоррупционной экспертизы, нацеленного на профилактику коррупции.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления и последующего устранения коррупциогенных факторов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В соответствии с нормами указанного закона коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Антикоррупционная экспертиза проводится:

– органами прокуратуры Российской Федерации;

– федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;

– органами, организациями, их должностными лицами.

Правила проведения антикоррупционной экспертизы и методика ее проведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Понятие «должностное лицо», используемое для определения субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы

В 2021 году законодателем расширено и уточнено понятие «должностное лицо», используемое для определения субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации).

К должностным лицам теперь также отнесены лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в:

– государственных внебюджетных фондах;

– публично-правовых компаниях;

– хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 % голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления.

Кроме того, уточнено, в каких акционерных обществах лицо, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, признается должностным лицом:

в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).

Неизменным осталось отнесение к должностным лицам: лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти; а также выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в:

– государственных органах;

– органах местного самоуправления;

– государственных и муниципальных учреждениях;

– государственных корпорациях;

– государственных компаниях;

– на государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Приоритетные меры противодействия коррупции

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе, деятельность организаций по предупреждению коррупции (профилактика коррупции).

Статья 3 указанного Федерального закона определяет в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

-определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

-сотрудничество организации с правоохранительными органами;

-разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

-принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

-предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

-недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором),
ЭЛ № ФС 77 - 87540 от 25.06.2024 года.